Политическая практика в социальных сетях галопирующими темпами усложняется, и от прежнего отставания от социального маркетинга почти не осталось следа. Привычка человека коммуницировать с государством посредством цифровых инструментов настолько плотно вошла в нашу жизнь, что человек (избиратель в нашем случае) активно подталкивает и даже требует от политических субъектов перехода на новый уровень, где слова «блокчейн» и «криптоинструменты» не звучат как что-то из области фантастики.
Политическое действие в глазах и понимании избирателя стало таким же действием, как подать заявление на «Госуслугах» или зарегистрироваться на прием к врачу, — быстро, в привычном месте и занимает мало времени. А повсеместное использование технологии дистанционного электронного голосования (ДЭГ) просто не оставляет политикам выбора: или ты приходишь в цифровое пространство, или тебя просто никто не заметит.
Поэтому для политических партий и политиков крайне важным становится не просто иногда доносить обрывистый сигнал до своей аудитории, а присутствовать в информационном поле человека постоянно, конкурируя за внимание не только со своими политическими или идеологическими соперниками, но и со всем окружающим информационным фоном: медиа, развлечения, происшествия и так далее.
В качестве ключевых векторов развития политической агитации в интернете заострил бы внимание читателей на трех составляющих: создание устойчивых сообществ, вовлекающая агитация и искусственный интеллект вкупе с влиянием криптоиндустрии на политическую агитацию.
Сообщества: создавать и не терять
Начнем с сообществ, ведь что, как не работа с различными целевыми группами, является ежедневным трудом политической партии. Уверен, абсолютно справедливо считать, что ключевой показатель эффективности избирательной кампании — накопленная несгораемая аудитория. Именно несгораемая. Перекладывая на язык социальных сетей, это будут ваши подписчики. Согласитесь, что нередки случаи, когда политики, изрядно нарастив за кампанию число подписчиков, на следующий день после голосования прекращают заниматься какой-либо работой с аудиторией. В итоге все набранное сгорает, а все усилия и потенциальные сторонники-избиратели уходят в пустоту. Строгая фиксация всех контактов, всех коммуникационных касаний через такой инструмент, как «воронка», дальнейшее сопровождение в виде контента, адресных сообщений и, как итог, сопровождение избирателя до цифрового избирательного участка на ДЭГе — это и есть актуальная и, по сути, единственная возможная для ответственного политика механика взаимодействия.
Доступных инструментов сейчас в избытке: от популярных CRM-систем, используемых в коммерческих предприятиях, до тематических политических приложений и программ. Каждый раз, когда политик или партия выпускает какое-то информационное сообщение «в мир», понимание того, есть ли у этого сообщения адресат и как его потом не потерять, должно постоянно преследовать и не отпускать.
Шлют послания роботы, а не человек
Когда авторы из XX века мечтали о будущем и роботах вокруг человека, никто и представить не мог, что роботизация настолько быстро придет в нашу жизнь не тем железным человекоподобным существом, говорящим металлическим голосом, а ассистентом в нашем смартфоне или приятным голосом из умной колонки, способным дать от анекдота и справочной информации, необходимой в учебе, до помощи в кризисных ситуациях.
Так и в политике — выдавливание из себя умных изречений для поста в соцсети или сложного интервью в газету сегодня решается двумя-тремя запросами в нейросеть. Аналогично с графикой, фото и видео. Тотальная инструментализация ИИ в избирательной кампании и вне выборной работы — это уже не будущее или настоящее, а даже немного прошлое. Написание текстов, генерирование визуала, анализ крупных массивов данных — все это прошло через прошлый электоральный цикл в 2024 году. Теперь задача политических субъектов предложить своим избирателям постоянного ассистента, который повысит эффективность в разы и высвободит время для по-настоящему важных дел — решения нетривиальных задач, личного общения и построения сообществ.
Криптомонетный двор
Не так давно один из отцов-основателей современной индустрии криптопротоколов, разработчик платформы для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна Виталик Бутерин предупредил о практике использования «политических» токенов и связанных с этим рисках. Бутерин выразил обеспокоенность тем, что политические монеты не только могут стать инструментом политического хайпа (такой «крипто-АПМ») или полушутливой формой агитации (вспомним выборы в США, где победивший кандидат создавал монеты себе и своей супруге), но и несут вполне осязаемые риски, в том числе дают возможность иностранным государствам вмешиваться в политические процессы. Добавить к этому процессу всем уже полюбившиеся инструменты геймификации (например, многие копят различные баллы, выполняя нехитрые задания в онлайн-приложениях банков), и получим гремучую смесь из азарта, политической мотивации и медийного эффекта.
Причем с каждым месяцем доступность использования криптоинструментов повышается, и можно уже сейчас сделать смелый прогноз, что кампании 2025–2026 годов будут пестрить различными «кандидат-койнами», отследить использование которых будет очень непросто. И как доказывает практика прошлого года, эффект от их использования будет очевидным.
Курс на интерактив
Учитывая два обозначенных вектора коммуникации с избирателями, можно сказать, что все больше будет развиваться коммуникационная агитация, интерактив. Проще говоря, агитация должна общаться с избирателем, а не однобоко воздействовать на него. Отсюда все более широкий потенциал агитационных чат-ботов, роботизированных механик, позволяющих выстраивать агитационный диалог, и задействование в избирательных или информационных кампаниях новых цифровых носителей. Давайте добавим к этому тот факт, что избиратель массово молодеет (средний возраст участников ДЭГ в России 26 лет против 45 лет в голосовании на участке), а концентрацией проживания основной массы избирателей становятся районы новой застройки гипер— и мегаполисов, где практически полностью отсутствуют устойчивые социальные связи и институт локальных лидеров мнений. В таких условиях партия или кандидат остаются один на один с избирателем, и никто не сможет интерпретировать (то есть «перевести с политического на человеческий») сложный или невнятный информационный сигнал.
Вместо итога или морали можно сказать так: любой инструментарий в социальных сетях нестабилен и меняется с такой скоростью, что обязательная точечная настройка в начале каждого электорального цикла повысит эффективность и убережет от избыточного расходования ресурса.
"Тотальная инструментализация ИИ в избирательной кампании и вне выборной работы — это уже не будущее или настоящее, а даже немного прошлое"-Александр Назаров
Член Правления РАПК, политтехнолог