АЛЕКСАНДР КОЗЛОВ: «НУЖНО БЫТЬ РЕАЛИСТАМИ»

АЛЕКСАНДР КОЗЛОВ: «НУЖНО БЫТЬ РЕАЛИСТАМИ»

Каждому секретарю первички знакомы эти разговоры: в подъезде грязно, тарифы растут, управляющая компания не отвечает, мусор вывозят через раз... Люди идут к нам с вопросами, на которые не всегда просто найти ясный и убедительный ответ. А ведь от того, как мы реагируем, зависит не только доверие к Партии, но и реальное качество жизни в домах, на улицах, во дворах.

В этом выпуске мы собрали самые частые вопросы о ЖКХ, с которыми сталкиваются секретари на местах, и обратились к человеку, знающему эту сферу изнутри, — депутату Мосгордумы Александру Козлову, координатору федерального партийного проекта «Школа ЖКХ». Он объясняет, почему возникают те или иные проблемы, как о них говорить с жителями. И главное, какие шаги можно и нужно предпринять, чтобы добиться результата.

Почему каждый год повышаются тарифы на ЖКУ и кто это решает?

— Решение об индексации тарифов на коммунальные услуги (именно коммунальные, к которым относятся водоснабжение, подача электроэнергии и газа, отопление, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами) принимает Правительство РФ.

Надо отметить, что она происходила не каждый год. В 2023 году, например, не было индексации. Были годы, когда она проходила дважды. А в начале 2000-х, до десятых годов, вообще в этой сфере был беспорядок, поскольку поставщики коммунальных услуг повышали тариф как хотели и когда хотели. Поэтому было принято очень нужное решение о ежегодной индексации и в пределах норм, устанавливаемых Правительством РФ. Это навело порядок в сфере.

Изменение тарифов связано и с инфляцией, и с необходимостью проводить модернизацию коммунальной инфраструктуры, которая серьезно износилась и требует иногда не просто ремонта, а реконструкции. Например, по всей стране нужно поменять порядка 44 % водопроводов. А еще есть и другие системы.

Индексироваться должны и заработные платы работников ЖКХ. Пока они одни из самых низких, а ведь люди каждый день обеспечивают нас услугами для привычной бытовой жизни.

Как уже отметил, каждый субъект РФ устанавливает свой индекс в пределах норм, утвержденных Правительством РФ. Если требуется значительное повышение в каком-то муниципалитете, то для этого представляются серьезные обоснования. За тем, чтобы нарушений и отклонений от утвержденных тарифов не было, следит Федеральная антимонопольная служба. Мы с коллегами — координаторами «Школы ЖКХ» также в такой период следим за процессом повышения. Люди сообщают в Партию, если есть нарушения.

В перспективе планируется утверждать долгосрочные тарифы: на трехлетний срок и более. Об этом заявляли и органы исполнительной власти, и законодатели, и аудиторы Счетной палаты.

Что касается жилищных услуг, а сюда у нас входят: содержание, управление многоквартирным домом и текущий ремонт общедомового имущества, — то на эти платы могут влиять сами собственники МКД. Обсуждать и определять их на общем собрании собственников. Может быть и вариант понижения некоторой платы. Но нужно быть реалистами. Цены должны обеспечивать выполнение минимального перечня работ по содержанию общего имущества, определенного законодательством.

Кто отвечает за ремонт фасада, крыши и подъезда многоквартирного дома?

— За текущий ремонт данных объектов, за их надлежащее состояние отвечает управляющая организация. Это может быть как управляющая компания, так и ТСЖ, ЖСК, жилищный кооператив либо непосредственно сами собственники (непосредственное управление может быть в домах, где количество квартир не превышает 30, согласно п. 1 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Все зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Что делать, если управляющая компания плохо выполняет свои обязанности?

— Сначала обращаемся к руководству УК. Фиксируем все недостатки. Составляем акты с соседями и пробуем записаться на прием к руководству УК. Можно также отправить обращение официально, через почту или электронным письмом, записаться на прием.

Если не удается договориться с руководством управляющей компании, если оно игнорирует жалобы и не принимает меры, то обращаемся в жилищную инспекцию. Жилищная инспекция — большое подспорье для собственников. Она выполняет колоссальную работу для того, чтобы привести в чувство УК. Далее также можем обратиться в прокуратуру, в Роспотребнадзор — в зависимости от того, какие работы не выполняются.

Очень многое у нас решают именно собственники. Их общее собрание, ОСС, — самый главный орган управления домами.

Как перейти от управляющей компании к ТСЖ или другой форме управления?

— Способ управления выбирает общее собрание собственников. Можно перейти от УК к ТСЖ или наоборот. ЖСК у нас обычно создаются еще на стадии строительства. Это не самый распространенный способ управления. В России всего 4250 ЖСК. Из них самостоятельно управляют многоквартирным домом всего 468. Соответственно, многие ЖСК сами привлекают обслуживающие компании.

Вообще, очень многое у нас решают именно собственники. Их общее собрание, ОСС, — самый главный орган управления домами. Поэтому нам необходимо, чтобы собственники обладали минимальными знаниями в сфере ЖКХ, чтобы готовы были принять участие в ОСС. Если не могут лично, то обязательно онлайн. Тем более что все возможности сегодня для этого существуют.

Почему в платежке большие суммы за ОДН (общедомовые нужды)? Как рассчитываются ОДН?

— ОДН — это у нас коммунальные ресурсы, которые идут на содержание общего имущества (КР СОИ).

Размер ОДН зависит от:

• региона (в каждом свои нормативы);

• наличия счетчиков в квартирах;

• наличия общедомового счетчика;

• разновидности дома (важна этажность, есть ли газ, лифт и т. д.);

• площади квартиры.

Плата за эти услуги делится между всеми владельцами квартир дома исходя из площади их жилья.

В целом существует реальная возможность уменьшить эти расходы. Но надо смотреть объективно на ситуацию в доме. Например, могут течь старые трубы, увеличивая расход воды для ОДН. Соответственно, протечки приходится оплачивать жильцам всего дома. Тогда нужен ремонт.

Или можно провести работы по повышению энергоэффективности, что может снизить затраты на тепло и свет (а отопление, как мы все знаем, всегда самая дорогая услуга).

Если нет приборов учета, то стоит их обязательно установить, чтобы платить только за то, что потребили.

Кто отвечает за аварию в подвале или подтеки на трубах — управляющая компания или ресурсоснабжающая организация?

— Традиционно за это отвечает управляющая организация. Поставщик коммунальных ресурсов отвечает за их поставку в надлежащем качестве до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома. Иное может устанавливать договор ресурсоснабжения (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).

Договоры горячего водоснабжения и водоотведения, которые заключаются с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги (п. 21 «Правил…», утвержденных постановлением Правительства РФ № 354). Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Что делать, если в квартире постоянно нет горячей воды или отопления?

— Для начала необходимо обратиться в управляющую организацию, чтобы найти причину, по которой услуга не поступает в конкретное жилое помещение.

Обязательно нужно составлять акты о том, что есть перебои с коммунальными услугами, и потом требовать перерасчета. Перерасчет — действенный инструмент для того, чтобы УК подключила ресурсников и все свои силы для устранения проблемы.

Перерасчет — действенный инструмент для того, чтобы УК подключила ресурсников и все свои силы для устранения проблемы.

Как часто проводится капитальный ремонт и куда обращаться, если сроки затягиваются?

— Программа капитального ремонта многоквартирных домов в России стартовала в 2014 году. В каждом субъекте сформирована своя программа, в которой указаны дома, включенные в нее, а также виды каких работ в доме в какой год будут выполняться. Например, в какой год заменят газовую систему, в какой полностью обновят крышу, фасады, в какой заменят лифты.

Перечень работ для каждого дома определяют с учетом срока службы инженерных систем и их технического состояния. Но жители также могут инициировать ОСС по изменению сроков капремонта тех или иных систем. А если у жителей деньги копятся на спецсчете и у них есть средства для того, чтобы за один раз отремонтировать максимальное количество элементов и конструктивов, то они могут это сделать. Но предварительно тоже согласовав свои решения на собрании.

Если сроки капремонта затягиваются, то обращаться необходимо в Фонд капитального ремонта субъекта. Можно также и в жилищную инспекцию.

Как оспорить неправильные начисления в квитанции?

— Если вы вдруг обнаружили неправильно начисленную квартплату, то можете подготовить соответствующее заявление, в котором следует обозначить требование о перерасчете. Сначала это заявление направляем в управляющую организацию.

Несогласие с ответом или бездействие по обращению могут быть обжалованы в жилищной инспекции.

При подтверждении в ходе проверки факта неправильного исчисления суммы платежа должностные лица инспекции вправе:

• выдать руководителю обслуживающей организации обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений с указанием сроков;

• решить вопрос о привлечении виновных к административной ответственности.

В случае несогласия принятое госжилинспекцией решение может быть обжаловано в прокуратуре или суде.

Спор с управляющей домом организацией также может быть разрешен в судебном порядке, в этом случае обращение в жилищную инспекцию необязательно.

Куда жаловаться, если не вывозят мусор или придомовая территория в плохом состоянии?

— Если не вывозят ТКО, то обращаемся сначала к региональному оператору. Всегда лучше действовать по порядку. Можно обратиться письменно, по электронной почте. У многих регоператоров есть горячие линии, соцсети, в которые можно и нужно писать.

Можно также обратиться в свою УО, которая заключала договор с регоператором от имени жителей. Управляющая организация может тут составить заявление, претензию.

Кроме того, существует федеральная горячая линия — у ППК «Российский экологический оператор». Она доступна для всех. Есть и специальная форма на сайте «РЭО Радар», и телефон.

Придомовая территория должна обслуживаться балансодержателем. Нужно узнать, кто за нее отвечает. Это может быть и УК, и ТСЖ, и органы МСУ. И далее взаимодействовать с ними. Либо, если не выходят на контакт, обращаемся в контрольно-надзорные органы: жилищную инспекцию, прокуратуру.

Подробно ознакомиться с рекомендациями о том, куда жаловаться в случае различных проблемных ситуаций в ЖКХ, можно на сайте «Школа ЖКХ» (life.er.ru), скачав «Азбуку ЖКХ».