КАК РОЖДАЮТСЯ КАНДИДАТЫ

КАК РОЖДАЮТСЯ КАНДИДАТЫ

Праймериз или предварительные выборы — это механизм отбора партийных кандидатов перед основными выборами. В отличие от кулуарного назначения кандидатур узким кругом праймериз предполагают голосование — либо всеми избирателями, либо членами партии — для определения, кто будет представлять партию на выборах. Такой подход возник в начале XX века как часть демократических реформ, призванных забрать процесс выдвижения кандидатов у партийных боссов и передать его людям. Со временем праймериз эволюционировали и сейчас используются в разных форматах по всему миру.

Исторические истоки: как появились праймериз

История института праймериз началась в США. Уже в 1840-х годах демократы округа Кроуфорд (Пенсильвания) осуществили одну из первых попыток открытого выдвижения, позволив всем сторонникам партии участвовать в местном собрании по выбору кандидатов. В последующие десятилетия идея набирала силу: к началу XX века многие штаты ввели законы о прямых внутрипартийных выборах. Переломным моментом стала Прогрессивная эра: в 1903 году по инициативе губернатора Висконсина Роберта Лафоллета был принят закон о всеобщих праймериз, и вскоре система прямого отбора кандидатов распространилась по всей стране. Так, к 1910-м годам большинство штатов США уже проводили праймериз для номинации на выборные должности — от местных до федеральных.

До появления праймериз кандидатов обычно определяли узкие группы партийной элиты на съездах, что порождало коррупцию и кулуарность. Прямые предварительные выборы стали ответом на запрос общества на прозрачность: вместо закулисных сделок — открытое соперничество претендентов и голосование. Праймериз значительно повысили прозрачность процесса выдвижения кандидатов по сравнению с «эпохой партийных боссов». Кроме того, они расширили участие избирателей: рядовые граждане получили возможность влиять на выбор кандидатур, а не лишь утверждать готовое решение. Это повысило легитимность кандидатов — ведь поддержка их была подтверждена голосами активных сторонников, а не только решением сверху.

Современные модели праймериз в мире

Сегодня системы праймериз существуют во многих странах, однако реализуются по-разному. Общая черта — внутрипартийное голосование для отбора кандидатов, но правила участия и степень открытости различаются.

США: открытые, закрытые праймериз и кокусы

В Соединенных Штатах праймериз получили наибольшее развитие и разнообразие форм. Существуют закрытые праймериз, в которых голосовать могут только зарегистрированные члены данной партии (независимые избиратели не допускаются), — таковы, например, праймериз в штатах Флорида, Нью-Йорк и др. Им противопоставляются открытые праймериз: участвовать может любой избиратель, независимо от партийности (иногда требуется перед голосованием публично заявить о выборе праймериз той или иной партии). Около 40 % штатов США практикуют открытые праймериз, считая, что это повышает вовлеченность граждан, тогда как другие предпочитают закрытый формат — для предотвращения вмешательства конкурентов. В ряде штатов используются промежуточные модели — например, допускающие голосование независимых избирателей в некоторых из партпраймериз (полуоткрытая система).

Помимо классических праймериз, в США сохранились и кокусы — система партийных собраний. Кокусы проводятся вместо голосования в ряде штатов (например, знаменитый кокус в Айове в начале президентской кампании) и представляют собой собрания сторонников партии в местных общинах, где участники открыто обсуждают кандидатов и группируются по интересам. Хотя кокусы требуют больше времени и усилий от избирателей, их цель та же, что и у праймериз: определить фаворита гонки, который затем получит официальную номинацию от партии.

Европа: опыт Франции и Италии

В европейских демократиях праймериз распространены меньше, чем в США, и обычно не регулируются законом, а проводятся по внутренним правилам партий. Чаще всего европейские партии используют закрытые внутрипартийные выборы, где голосуют только члены партии (например, выборы лидера партии на съездах или всем партийным составом). Открытые праймериз — когда голосовать могут и беспартийные сторонники — редки, но прецеденты есть.

Во Франции первой такой попыткой стали праймериз Социалистической партии в 2011 году перед президентскими выборами. Любой зарегистрированный избиратель, заявивший о левых взглядах и уплативший символический взнос, мог проголосовать. В итоге в первом туре проголосовали более 2 миллионов человек. Ни один кандидат не набрал 50 %, и во втором туре победил Франсуа Олланд. Эта открытая процедура повысила интерес к оппозиционной партии и придала ее кандидату дополнительную легитимность на последующих выборах. В 2016 году и правоцентристы (партия «Республиканцы») также провели открытые праймериз для выбора своего кандидата в президенты.

Италия — одна из немногих в Европе, где праймериз стали регулярной практикой внутри партии. В 2005 году левоцентристская коалиция «Союз» провела открытое голосование, предложив сторонникам выбрать кандидата в премьеры от объединенной оппозиции. Участие оказалось массовым: пришли около 4,3 миллиона человек, и победу одержал Романо Проди. Успех вдохновил последователей: в 2007 году около 3,5 миллиона сторонников новообразованной Демократической партии избрали своего первого лидера (Вальтера Вельтрони) таким же открытым голосованием. С тех пор Демпартия регулярно организует primarie на национальном и местном уровне, привлекая к участию сотни тысяч и миллионы граждан. На правом фланге Италии праймериз используются реже — там кандидатов чаще определяют партийные съезды или лидеры, — однако сам факт успешного вовлечения широкого электората в процесс выдвижения стал важным новшеством для итальянской политики.

А как в других странах?

Вне западных демократий классические праймериз встречаются редко. В странах с однопартийной системой, таких как Китай, где многопартийной конкуренции нет, предварительные выборы фактически неприменимы. В других крупных государствах Азии, Африки и Латинской Америки практика выдвижения кандидатов обычно остается прерогативой партийного руководства. Например, в Индии кандидатов на выборы традиционно определяют партийные комитеты; попытка партии «Индийский национальный конгресс» провести в 2014 году открытые праймериз в нескольких округах была экспериментом и широкого продолжения не получила. В ЮАР, Бразилии и многих других странах глобального Юга партии также предпочитают внутренние механизмы отбора (съезды, голосование активистов) вместо вынесения вопроса на суд всех избирателей. Тем не менее интерес к опыту праймериз постепенно проникает и туда — как возможность повышения легитимности кандидатов и обновления партий.

Плюсы и минусы праймериз

Механизм праймериз существенно влияет на политическую конкуренцию. Его применение имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества праймериз

Прозрачность и вовлечение граждан. Праймериз делают процесс выдвижения кандидатов открытым и конкурентным, устраняя кулуарные сделки. Избиратели получают реальный рычаг влияния, что повышает доверие к итоговым кандидатам и интерес к политике.

Конкуренция и отбор сильных кандидатов. Внутрипартийная борьба мотивирует претендентов активно работать, лучше доносить свои идеи и заручаться поддержкой. Через такое «сито» обычно проходят наиболее энергичные и популярные фигуры, способные затем успешно выступить на основных выборах. Изнурительная кампания праймериз служит проверкой выносливости и навыков — считается, что она делает номинанта более сильным соперником.

Обновление политической элиты. Благодаря праймериз выдвинуться могут и «темные лошадки», новые лица, не принадлежащие к партийному истеблишменту. Если у них есть поддержка граждан, они могут победить фаворитов аппарата. Например, праймериз открыли путь таким политикам, как Джимми Картер (1976) и Барак Обама (2008), которые начинали кампании аутсайдерами.

Недостатки праймериз

Главный недостаток — риск стратегических игр. В открытых праймериз существует опасность «рейдерства», когда сторонники противоположной партии приходят и голосуют за заведомо слабого кандидата, чтобы тому потом было легче проиграть. Подобное явление трудно сделать массовым, но опасения сами по себе влияют на отношение политиков к полностью открытым системам.

Опыт «Единой России»

В современной России институт праймериз также получил развитие, прежде всего благодаря Партии «Единая Россия». Впервые предварительное голосование было проведено перед выборами в Госдуму 2011 года — «Общенародный праймериз» совместно с ОНФ. Участие в нем тогда приняли более 200 тысяч выборщиков. Но об этом читайте в нашем следующем материале.

Опыт разных стран показывает, что праймериз — полезный инструмент народной демократии. При правильной организации они повышают прозрачность и конкурентность политики, потому что избиратели чувствуют свою сопричастность формированию власти. Внутрипартийные выборы создают дополнительный мост между обществом и партиями: политики идут к людям за поддержкой еще до основных выборов, а не полагаются лишь на решение узкого круга. Это повышает доверие к кандидатам и усиливает их мандат.

Дарья Шарова

Руководитель проекта «ВВЕРХ.ПРО»