БОЛЬШАЯ РЕПЕТИЦИЯ

БОЛЬШАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Предварительное голосование (праймериз) Партии «Единая Россия» за последние годы прошло путь от внутрипартийного эксперимента до ключевого инструмента отбора кандидатов на выборы различного уровня. Сегодня этот механизм превратился в неотъемлемую часть российской политической системы и внутренней жизни Партии, став своеобразным институтом взаимодействия Партии и общества. Пройдемся по этапам развития праймериз «Единой России» с 2007 по 2025 год, прослеживая, как точечный эксперимент превратился в масштабную ежегодную кампанию с миллионами участников.

Первые шаги

Первое предварительное голосование «Единой России» состоялось в августе 2007 года в преддверии выборов в Государственную Думу. В пилотном проекте принимали участие ограниченные группы актива, и результаты носили рекомендательный характер. Фактически итоги тогда не были обязательными. Тем не менее Партия сделала важные выводы из этого опыта и вскоре решила институционализировать новую процедуру.

Уже через два года, в ноябре 2009-го,
XI съезд «Единой России» закрепил норму об обязательном проведении внутрипартийных выборов в Уставе. Так к началу нового избирательного цикла механизм предварительного голосования из разовой инициативы превратился в обязательную к исполнению процедуру.

«Общенародный праймериз»

В 2011 году перед выборами в Государственную Думу «Единая Россия» впервые провела крупномасштабное предварительное голосование, получившее название «Общенародный праймериз». Несмотря на название, оно носило характер внутрипартийного голосования с ограниченным кругом участников. Право голоса получили не все избиратели, а около 200 тысяч специальных выборщиков, отобранных региональными координационными советами Партии и Общероссийского народного фронта (ОНФ). Это составляло лишь ~0,2 % от всех избирателей страны и примерно 5 % от членов самой Партии, что отражает закрытость процедуры на том этапе.

Механизм участия был строго регламентирован. Самовыдвижение кандидатов не допускалось — претендента должны были выдвинуть либо парторганизации «Единой России», либо структуры ОНФ. При формировании списка участников внутрипартийных выборов соблюдался паритет: 50 % кандидатов представляли Партию, а 50 % — общественные организации, входившие в ОНФ. Голосование выборщиков было тайным. По его итогам Председатель Партии Владимир Путин сформировал список порядка 600 победителей (не менее 150 из них — представители общественных организаций) и внес его на утверждение партийного съезда. Таким образом, праймериз 2011 года, по сути, служили инструментом предварительного отбора: из нескольких тысяч претендентов отобрали наиболее сильных, которые и стали кандидатами в депутаты Госдумы.

Поскольку корпус выборщиков был ограниченным, явка измерялась их активностью. Ежедневно в голосовании участвовали около 20 тысяч выборщиков по всей стране. Конкуренция среди кандидатов оказалась около 8–10 человек на место, что свидетельствовало об интересе к новой процедуре среди политически активных граждан. Однако реальные итоги предварительного голосования оказались в основном рекомендательными. Лишь в немногих регионах списки кандидатов, утвержденные съездом, совпали с результатами предварительного голосования: из 80 региональных групп кандидатов только 8 групп были идентичны спискам победителей внутрипартийных выборов. Тем не менее проведение «Общенародного праймериз» имело эффект внутренней встряски: ряд действующих депутатов, увидев низкую поддержку выборщиков, добровольно отказались от выдвижения. Например, в Алтайском крае два депутата Госдумы сняли свои кандидатуры после неудачного выступления на нескольких площадках предварительного голосования. В целом Партия получила первый опыт открытого обсуждения кандидатур, а общество — сигнал о намерении «Единой России» обновляться.

Появление праймериз в 2011-м было во многом ответом на запрос времени. Рубеж 2011–2012 годов ознаменован ростом политической активности общества и требованием большей прозрачности выборов. Инициируя «Общенародное» предварительное голосование, «Единая Россия» стремилась расширить свою опору за счет ОНФ и привлечь новых сторонников, продемонстрировав готовность учитывать мнение общественных организаций. Тогдашний Президент Дмитрий Медведев подчеркивал, что внутрипартийные выборы благотворно влияют на развитие политической системы. Хотя реальная демократичность первых праймериз была ограничена, старт был сделан.

Институционализация и вариативность моделей

В 2012 году федеральные выборы не проводились, однако Партия начала внедрять процедуру отбора на региональном и местном уровне. Постепенно предварительное голосование стало стандартной частью выдвижения кандидатов «Единой России» на всех значимых выборах — от губернаторских кампаний до избрания членов муниципальных советов. К этому времени стало ясно, что единый подход не всегда эффективен для разных регионов и уровней власти. Поэтому в 2013 году Партия формализовала несколько моделей проведения предварительного голосования, дав регионам выбор формата.

Были утверждены четыре модели предварительного голосования, различавшиеся степенью открытости. Первая модель — максимально открытая: проголосовать могут все жители округа, пришедшие на участок с паспортом; кандидаты ведут публичную кампанию, а процедура имитирует реальные выборы (избирательные участки, прозрачные урны, открытый подсчет при СМИ). Вторая модель близка к первой (так же все избиратели округа могут голосовать и полная гласность процесса), но с одним отличием: желающие проголосовать должны предварительно зарегистрироваться в качестве выборщика. Третья модель предусматривала голосование ограниченного круга выборщиков: половина из них — представители общественных организаций, половина — представители Партии. Именно по этой модели, сочетавшей партийную и общественную квоты, проводилось предварительное голосование 2011 года для Госдумы. Четвертая модель — самая закрытая: выборщиками являются только члены «Единой России». При этом кандидатам предлагается участвовать в дебатах между собой. Право выбора модели оставалось за региональным отделением Партии, что позволило учитывать специфику кампаний — от сельских поселений до крупных городов.

Период 2012–2013 годов прошел под знаком институционализации предварительного голосования. Партия обучала региональные штабы проведению новых процедур, отрабатывала регламенты. Появление обязательных дебатов между участниками — важное новшество, впервые рекомендованное именно тогда, хотя полностью внедрено оно будет чуть позже. К этому периоду относится и активное привлечение в праймериз беспартийных участников. Если в 2011 году половину выборщиков составляли представители общественных организаций и непартийные активисты, то среди самих кандидатов такие участники практически отсутствовали — выдвигались преимущественно члены Партии. Теперь же в ряде регионов начали допускать на предварительные выборы самовыдвиженцев-непартийцев. Все это было направлено на повышение открытости процедуры и рост конкуренции, чтобы усилить доверие к партийной системе отбора кандидатов. На практике в эти годы были и трудности — например, слабый интерес СМИ и низкая явка в ходе отдельных праймериз. Тем не менее заложенные модели обеспечили гибкость: в крупных и политически активных регионах «Единая Россия» могла выбирать открытую модель, а там, где риски конфликта высоки, — более закрытую.

После волнений 2011–2012 годов политическая система России переживала реформы (возвращение выборов губернаторов, рост числа зарегистрированных партий). «Единая Россия», сохраняя лидирующие позиции, искала пути обновления и диалога с обществом. Праймериз стали одним из таких путей. В 2013 году в стране прошел первый Единый день голосования, и практика предварительного отбора кандидатов усилила позиции Партии на региональных выборах, позволив выявить сильнейших и устранить заведомо слабых до официальной кампании. Утверждение четких моделей предварительного голосования свидетельствовало, что инструмент перешел из разряда разовой акции в постоянно действующую политтехнологию.

Расширение практики в регионах

В 2014–2015 годах предварительное голосование стало проводиться перед каждой волной региональных и муниципальных выборов. Эти годы не принесли кардинальных изменений формата, но важны с точки зрения охвата регионов и наращивания опыта. Если в 2011-м предварительное голосование проводилось в основном для отбора федеральных депутатов, то к середине десятилетия «Единая Россия» уже применяла его практически повсеместно: для формирования списков в региональные законодательные собрания, выбора кандидатов в городские думы и даже в мэры некоторых городов. Таким образом, праймериз превратились в обязательный этап внутренней партийной кухни на всех уровнях.

Партия старалась сделать процедуры более массовыми и конкурентными. В ряде крупных регионов применяли открытую модель, приглашая голосовать всех избирателей. Например, в Москве и Санкт-Петербурге перед местными выборами также проходили праймериз — зачастую по модельным участкам, где любой желающий мог отдать голос за того или иного кандидата от ЕР. В других случаях, особенно на муниципальном уровне и в небольших городах, предпочитали модель 4 (внутрипартийную), ограничиваясь голосованием членов Партии. Это позволяло избегать сценариев, когда оппозиционно настроенные жители приходят на открытые внутрипартийные выборы с целью проголосовать за заведомо слабого кандидата. Механизмы отбора к этому времени отлаживались: повсеместно создавались оргкомитеты по проведению предварительного голосования, вводились процедуры регистрации выборщиков (при открытых моделях) или аккредитации наблюдателей от кандидатов.

Конкуренция хоть и оставалась умеренной, но постепенно росло число беспартийных участников — Партия все больше вовлекала лояльных общественников, предпринимателей, чтобы разнообразить пул кандидатов.

Общественно-политическая повестка 2014–2015 годов была во многом определена воссоединением Крыма с Россией и последующим ростом патриотических настроений. «Единая Россия», как правящая партия, консолидировала свой электорат на этой волне. В таких условиях предварительное голосование выполняло задачу внутренней мобилизации и обновления кадров. Появились новые лица — волонтеры, активисты «русской весны», местные лидеры общественного мнения, — которые Партия охотно включала в предварительные списки. По оценкам экспертов, влияние результатов процедуры на исход основной кампании оставалось ограниченным, но Партия училась через нее чувствовать настроения на местах и корректировать курс.

Новые стандарты

2016 год стал переломным для института внутрипартийного отбора «Единой России». В преддверии сентябрьских выборов в Госдуму VII созыва Партия организовала общенациональное предварительное голосование по наиболее открытой модели. 22 мая 2016 года по всей стране прошли внутрипартийные выборы, на которых мог проголосовать любой гражданин России с активным избирательным правом. Это сделало предварительное голосование впервые по-настоящему массовым: фактически оно было организовано как общенациональные выборы, с участками для голосования и бюллетенями, только до официальной кампании. К участию допускались не только члены Партии — выдвинуть свою кандидатуру мог любой гражданин, имевший право быть избранным, за рядом формальных исключений. Таким образом, праймериз-2016 вышли далеко за рамки внутрипартийного мероприятия, превратившись в инструмент прямого волеизъявления сторонников (и потенциальных сторонников) Партии.

В голосовании приняли участие более 10 миллионов избирателей, около 10 % от общего числа по стране. Это на порядок больше, чем ранее, и сопоставимо по масштабу с федеральными выборами. Обязательные дебаты: впервые всех кандидатов обязали участвовать в предвыборных дебатах на площадках Партии. Дебаты проводились по тематическим блокам (экономика, социальная политика и т. д.). Это ощутимо повысило публичность процедуры: кандидаты учились презентовать программы, а избиратели получали информацию об их позициях. К организации предварительного голосования привлекли некоторые региональные избиркомы и Общественную палату РФ — в качестве наблюдателей и для методической помощи. Голосование проводилось в один день, по классической схеме с бумажными бюллетенями, урнами и счетными комиссиями. СМИ имели доступ к ходу процесса. Эти меры были направлены на придание максимальной легитимности и для схожести с реальными выборами.

Предварительное голосование значительно обновило состав кандидатов: благодаря ему в команду ЕР пришло много новых лиц — общественников, бизнесменов, местных лидеров, ранее не участвовавших в федеральной политике. Важно и то, что праймериз позволили Партии фактически начать избирательную кампанию за несколько месяцев до официального старта. Это дало «Единой России» фору. Уже с весны 2016 года кандидаты от Партии агитировали избирателей под эгидой предварительного голосования, повышая узнаваемость.

Опыт 2016 года выявил и проблемные зоны, и примеры внутренней демократии. С одной стороны, было зафиксировано немало нарушений на голосовании — от вбросов бюллетеней до подкупа избирателей. Некоторые скандалы получили огласку. Так, в Приморском крае выборы кандидатов в городах Артеме и Находке сопровождались обвинениями в фальсификациях в пользу ставленников местных властей. Ситуация зашла настолько далеко, что Владимир Путин лично распорядился аннулировать результаты праймериз в этих двух городах, подчеркнув при этом, что в целом система предварительного голосования работает хорошо. Этот случай продемонстрировал, что Партия готова реагировать на сигналы снизу и оперативно корректировать процедуру, если возникает общественный запрос на пересмотр результатов. С другой стороны, во многих регионах внутрипартийные выборы прошли вполне конкурентно. Были примеры, когда оппозиционные внутри Партии яркие кандидаты побеждали действующих депутатов, доказывая конкурентность процедуры. Так, отказ участвовать в праймериз или поражение на них фактически стоили карьеры ряду политических деятелей, а взамен появились более мотивированные политики. Конкурс в среднем составил около 5 кандидатов на место, а в некоторых округах доходил до 8–10.

Парламентские выборы 2016 года были первыми после серьезной реформы политической системы (возвращение смешанной системы выборов в Госдуму, регистрация множества новых партий). Перед «Единой Россией» стояла задача подтвердить лидерство в условиях возросшей конкуренции. Предварительное голосование стало частью стратегии: показать избирателям, что ЕР тоже обновляется и слышит критику. Тематика дебатов в предварительном голосовании (социальная политика, экономика, борьба с коррупцией и т. д.) во многом отражала ключевые проблемы, волновавшие общество, — Партия как бы репетировала ответы на них перед основной кампанией. В итоге в сентябре 2016-го «Единая Россия» уверенно победила на выборах. Проведение праймериз стало одним из ключевых факторов успеха — оно позволило заранее выявить сильнейших кандидатов, мобилизовать сторонников и задать высокий темп избирательной кампании: более 10 миллионов человек проголосовали еще до официальных выборов. 2016 год закрепил новый стандарт: отныне на федеральном уровне праймериз ЕР — это открытое голосование для всех желающих избирателей, с публичными процедурами и широким информированием.

Цифровые эксперименты

В 2017 году в России не было федеральных выборов, но состоялся очередной цикл региональных кампаний (выборы законодательных собраний в ряде областей, муниципальные выборы в крупных городах). «Единая Россия» провела 28 мая 2017 года единый день предварительного голосования для отбора кандидатов на эти кампании. Предварительное голосование охватило выборы самых разных уровней: дополнительные выборы в Волгоградской области, в томскую городскую Думу, законодательные собрания Пензенской области, Краснодарского края, Ленинградской области, а также ряд кампаний в городах (Саратов, Киров и др.) и даже муниципальных образованиях Москвы. Таким образом, практика внутрипартийных выборов распространилась и на столицу — кандидаты в муниципальные депутаты Москвы от ЕР определялись через предварительное голосование (важный шаг, учитывая конкурентность московской политики). Явка на праймериз-2017 варьировалась в зависимости от региона и выбранной модели. В сумме по стране счет шел на сотни тысяч участников. Формат в основном остался открытым: во многих регионах вновь голосовали все избиратели (модель 1 или 2), хотя были и случаи применения смешанной модели.

На этом этапе Партия стремилась удешевить и упростить процедуру, сохраняя при этом легитимность. Участки для голосования развертывались чаще всего только в ключевых населенных пунктах, чтобы оптимизировать ресурсы. Дебаты кандидатов уже стали привычной частью кампании — их проводили заранее по региональному телевидению или на площадках ЕР, хотя интерес к ним у широкой публики оставался умеренным. Механизмы отбора кандидатов к 2017 году предусматривали, что каждый зарегистрированный претендент должен участвовать в дебатах и встречах с выборщиками, а отказ мог привести к снятию с предварительного голосования. Оргкомитеты жестко следили за соблюдением процедур. Действительно, жалоб стало меньше, а отмены результатов, как в Приморье, больше не потребовалось. Показательным трендом стало увеличение числа беспартийных участников: предварительная регистрация желающих баллотироваться показала, что свыше 20–30 % претендентов во многих регионах не были членами «Единой России». Партия взяла курс на привлечение свежих лиц из общества.

В конце 2010-х годов «Единая Россия» одной из первых начала внедрять электронные технологии в электоральный процесс, опережая общие тенденции цифровизации в стране. В 2018 году, на фоне общегосударственной программы цифровизации, «Единая Россия» начала осторожно экспериментировать с электронным голосованием на праймериз. Появилась возможность предварительной регистрации выборщиков через интернет, а в отдельных пилотных регионах — проголосовать онлайн. В 2018 году электронным голосованием воспользовалась лишь незначительная доля участников — порядка 0,5–1 %, то есть большинство предпочло традиционные участки. Это объяснимо: технология только апробировалась, и доверие к ней формировалось постепенно. Тем не менее задел был сделан. Кроме того, к концу 2010-х Партия создала централизованную платформу pg.er.ru для организации предварительного голосования — на этом сайте публиковались списки кандидатов, шла регистрация выборщиков и освещение хода процедуры. Такая цифровая инфраструктура подготовила основу для резкого рывка в онлайн-форматы, который случится уже в 2020 году.

2017–2018 годы прошли сравнительно спокойно на федеральном уровне (2018-й — год переизбрания Владимира Путина, где «Единая Россия» выступила единым фронтом в его поддержку). Основные политические битвы развернулись в регионах. Предварительное голосование в эти годы выполняло роль «тренировочной площадки»: Партия обкатывала новые методы мобилизации, а граждане постепенно привыкали, что кандидаты от ЕР сначала проходят внутренний отбор. Важной задачей Партии было поддерживать интерес к процедуре и обеспечивать стабильную явку. Конкурентность процесса действительно оставалась высокой: в отдельных округах конкурс достигал 5–7 человек на место, а в некоторых доходил до 15. Эти показатели подтверждали, что борьба за участие в выборах от «Единой России» была серьезной и мотивирующей для претендентов.

В эти годы в предварительном голосовании участвовали и новые поколения политиков — много молодежи (почти 35 % участников праймериз-2018 были моложе 35 лет). Так к концу десятилетия предварительное голосование окончательно утвердилось как инструмент кадрового обновления Партии и обратной связи с избирателями.

Вызовы и переход в онлайн

2019 год стал испытанием для «Единой России» — после пенсионной реформы рейтинг Партии временно снизился, что от­разилось на ряде региональных выборов. В этих условиях предварительное голосование приобретало еще большую значимость: оно позволяло идентифицировать слабых кандидатов и заменить их более сильными еще до основного голосования. Предварительное голосование — 2019 проводилось в конце мая, за несколько месяцев до Единого дня голосования в сентябре, когда выбирались губернаторы и депутаты законодательных собраний более чем в 20 регионах. Форматы применялись разные: в большинстве случаев — открытое голосование всех избирателей, где-то — смешанное, в малых муниципалитетах — внутрипартийное. Явка в предварительном голосовании — 2019 продемонстрировала, что, несмотря на кризис доверия, ядро сторонников ЕР остается мобилизованным. Общее число выборщиков, принявших участие по стране, превысило 1,5–2 миллиона человек. Конкуренция также сохранялась на уровне прошлых лет (в среднем 3–5 кандидатов на место).

Предварительное голосование — 2019 отметилось несколькими любопытными моментами. Во-первых, именно тогда Партия еще активнее начала привлекать волонтеров и активистов социальных движений в число кандидатов. Идея обновления и омоложения власти стала одним из устойчивых трендов «Единой России», который последовательно реализовывался через этот механизм. Впервые более половины участников предварительного голосования составили беспартийные граждане — показатель, немыслимый на заре процедуры. Во-вторых, 2019 год подготовил почву для существенного изменения формата голосования. Партия всерьез занялась технической стороной: была модернизирована платформа pg.er.ru, расширены возможности онлайн-агитации. Хотя полностью перейти в «цифру» еще не решились, отдельные элементы (регистрация, информирование) стали электронными по умолчанию. Наконец, в некоторых регионах в 2019-м
праймериз оказались действительно предсказательными. Например, кандидаты, проигравшие внутреннее голосование, затем нередко проигрывали и на сентябрьских выборах, если все же баллотировались самовыдвиженцами. Это укрепило доверие к механизму как к индикатору шансов.

Пандемия и цифровой рывок

В 2020 году, когда мир столкнулся с пандемией COVID-19, проведение массовых мероприятий оказалось под вопросом. Однако выборы в регионах РФ (включая 20 кампаний в законодательные собрания субъектов) отменять не стали, и «Единая Россия» должна была организовать безопасные праймериз. Решение — полный переход в электронный формат. Предварительное голосование 2020 года прошло с 24 по 30 мая в режиме онлайн на сайте pg.er.ru. Только в последний день, 30 мая, в некоторых регионах открылись немногочисленные очные участки — в основном это касалось труднодоступных территорий — для тех, кто не мог проголосовать через интернет. Но приоритетом стал именно онлайн-формат. Все выборщики регистрировались через портал «Госуслуги» для подтверждения личности, после чего получали доступ к электронному бюллетеню. Голосование шло несколько дней, что должно было повысить удобство и явку.

Партия применила в 2020-м самые передовые технологии защиты данных. В частности, использовалось блокчейн-хранение результатов: криптографический ключ был разделен на четыре части и хранился у разных доверенных лиц, а после завершения голосования ключи соединили и только тогда приступили к подсчету. Такой подход полностью исключал вмешательство в ход голосования и «переписывание результатов», то есть фальсификацию. В Югре (Ханты-Мансийском округе) и еще одном регионе даже опробовали систему блокчейн-голосования для внутрипартийной модели: все выборщики (члены Партии) проходили многофакторную аутентификацию и голосовали через интернет, став первопроходцами нового формата. Среднее время голосования одного человека составило около 4 минут — свидетельство того, что платформа была крайне удобна. Несмотря на кибератаки (партийные ИТ-специалисты фиксировали их всплеск во время проведения предварительного голосования — 2020), система устояла без сбоев.

Переход предварительного голосования в онлайн позволил сохранить массовость участия. В процедуре 2020 года суммарно приняло участие порядка 1,9 миллиона выборщиков. Для исключительно электронного голосования это стало рекордом. Праймериз-2020 продемонстрировали, что электорат ЕР готов осваивать новые форматы. Опробованные технологии легли в основу всех следующих кампаний. Кроме того, успех онлайн-праймериз послужил аргументом в пользу развития дистанционного электронного голосования и на официальных выборах. Пандемия подтолкнула Партию к инновациям, и она с этим справилась.

В 2020 году «Единая Россия» готовилась к новому большому циклу — думским выборам 2021-го. Предварительное голосование 2019–2020 годов стало площадкой для формирования нового состава кандидатов и проверки настроений в условиях экономических и социальных потрясений, вызванных пандемией COVID-19. Общественно-политическая повестка этих лет включала борьбу с пандемией, поддержку населения, развитие волонтерского движения — и все эти темы нашли отражение в праймериз. В предварительные списки массово пошли волонтеры и медики, прославившиеся в период пандемии, активисты взаимопомощи. Партия по призыву лидеров государства открыла двери для «героев нашего времени», и предварительное голосование стало механизмом их выявления. Таким образом, даже в сложнейших условиях локдауна инструмент внутрипартийных выборов не только не был свернут, но и получил новое дыхание, доказав свою гибкость.

Цифровые праймериз и масштабное обновление

2021 год — очередной пик активности: выборы в Государственную Думу VIII созыва. «Единая Россия» подошла к ним, опираясь на обновленный формат предварительного голосования, сочетавший максимальную открытость и цифровые технологии. Предварительное голосование прошло с 24 по 30 мая 2021 года, в основном в онлайн-режиме. На протяжении недели зарегистрированные выборщики могли голосовать через интернет-платформу, авторизовавшись через
«Госуслуги». Финальный день, 30 мая, был отведен для очного голосования на участках там, где регионы запросили такую возможность. Лишь 5-6 регионов использовали смешанный или полностью офлайновый формат по решению федерального оргкомитета (например, в местностях с плохим интернетом открывали обычные счетные участки). В целом же ставка была сделана на электронное голосование, что оправдало себя: более 6 миллионов человек проголосовали онлайн, тогда как суммарное число участников процедуры превысило 12 миллионов избирателей. Это значит, что около 10 % всех российских избирателей приняли участие в предварительном голосовании. Настолько массового вовлечения граждан во внутрипартийные выборы не достигала ни одна другая политическая сила в мире.

В этот год процедура вобрала в себя лучшие наработки предыдущих лет и привнесла новые элементы. Открытая модель (1) была утверждена официально для всей страны. Это означало, что голосовать могут все желающие избиратели без предварительного отбора. Более того, Партия заверила, что максимально учтет волеизъявление граждан: «Никого на золотых носилках в списки заносить не будут» (имеется в виду, что результаты предварительного голосования не станут переписывать вручную). Для прозрачности каждый онлайн-выборщик получил уникальный электронный ключ, позволяющий потом проверить, учтен ли его голос. Дебаты кандидатов впервые перевели в онлайн-формат: из-за пандемии встречи очно были ограничены, зато в интернете прошло более 800 дискуссионных сессий, записи которых выкладывались в открытый доступ. Важной чертой стала и многодневность голосования. Растянув процесс на неделю, ЕР обеспечила удобство: можно проголосовать в любой день, избежать перегрузок системы, проголосовать из дома. Все это привело к рекордным показателям явки.

В 2021 году предварительное голосование окончательно превратилось в главный инструмент отбора кадров для «Единой России». Выдвинуться участником мог практически любой. Заявки подавали онлайн, и к финалу регистрации они поступили от 7636 кандидатов по стране. Примечательно, что более 51 % этих кандидатов раньше не состояли в Партии. Каждый третий участник был моложе 35 лет, средний возраст кандидата составлял 41 год. Конкурс достиг в среднем 6,5 претендента на место (только по основным выборам, без учета муниципального уровня). В итоге Партия получила широкий спектр кандидатов. Победителями предварительного голосования стали несколько тысяч человек — по одномандатным округам и спискам. Эти результаты легли в основу решений предвыборного съезда. Данное ранее обещание опираться на итоги волеизъявления граждан руководство Партии выполнило.

Предварительное голосование — 2021 продемонстрировало беспрецедентное обновление партийной команды. Состав кандидатов от ЕР в Госдуму обновился более чем на 60 %. Через праймериз в политику пришли новые лица из различных сфер. Впервые такая значительная доля кандидатов — около 40 % — была молодежью до 35 лет. Партия активно привлекла волонтеров пандемии: почти каждый третий кандидат был волонтером, участвовавшим в борьбе с COVID-19. Сработал призыв Президента Владимира Путина к добровольцам идти в политику — многие известные волонтеры приняли участие и победили в предварительном голосовании. Кроме того, представители Союза добровольцев Донбасса (СДД) впервые участвовали в процедуре по соглашению с Партией. В Ростовской области, к примеру, через праймериз на думские выборы баллотировался председатель правления СДД Александр Бородай, в других регионах — другие ветераны донбасского конфликта. Так предварительное голосование отразило актуальную повестку — интеграцию героев Донбасса и волонтеров в официальную политику.

На фоне выхода из пандемии и политической консолидации перед новыми вызовами (напряжение во внешней политике) «Единая Россия» ставила целью подтвердить свой статус народной партии большинства. Предварительное голосование прекрасно вписалось в эту задачу. Оно позволило получить обратную связь от избирателей: результаты по регионам показали, где позиции сильны, а где есть проблемы. Кроме того, многомесячная кампания предварительного голосования (заявочная кампания, дебаты, само голосование) дала Партии возможность постоянно быть в информационном поле и привлекать внимание граждан к своей повестке. Партийные лидеры отмечали, что жалоб на процедуру стало гораздо меньше, а прозрачность существенно выросла. Тем самым ЕР подтвердила курс на открытость и развитие современных форматов взаимодействия с гражданами, включая цифровые инструменты демократии. Результат не заставил ждать: на выборах в Госдуму Партия уверенно победила, во многом благодаря тем самым новым лицам и волонтерам, которые пришли через процедуру отбора.

Укрепление успехов в новых условиях

2022 год принес новые вызовы — началась специальная военная операция, резко обострилась международная обстановка. Несмотря на это, в России состоялся традиционный сентябрьский Единый день голосования (в 34 регионах прошли 43 избирательные кампании различного уровня). «Единая Россия» вновь организовала предварительное голосование для отбора своих кандидатов на эти региональные выборы. Праймериз-2022 прошли с 23 по 29 мая в формате, аналогичном предыдущему году: преимущественно онлайн, с опцией очного голосования в финальный день там, где это необходимо. Регистрацию выборщиков через «Госуслуги» продолжили — технология, отработанная в 2020–2021 годах, стала новым стандартом.

В регионах, где планировались выборы осенью 2022-го, предварительное голосование охватило все муниципальные образования. Выборщиками зарегистрировались около 12 % избирателей этих регионов, а участие в электронном предварительном голосовании приняли 9,4 % от общего числа избирателей — в среднем почти каждый десятый житель соответствующего региона. В абсолютных цифрах это примерно 2,8–3 миллиона человек. Это свидетельствовало, что интерес граждан к процедуре не ослабевает, даже когда на кону «лишь» региональные выборы, а не федеральные. Особенно активно голосовали в тех субъектах, где предстояли конкурентные кампании в законодательные собрания, — там явка порой доходила до 15–20 % от числа сторонников Партии.

Предварительное голосование 2022 года подтвердило основные тренды, наметившиеся ранее. Цифровизация принесла плоды: за четыре года (с 2018-го по 2022-й) доля проголосовавших в электронном формате выросла с долей процента до почти десяти. Праймериз стали для миллионов избирателей понятной процедурой, практически не вызывающей жалоб: Дмитрий Медведев отметил, что в 2022-м жалоб поступило значительно меньше, а сама процедура стала еще прозрачнее и понятнее людям. Конкурентность также сохранилась на высоком уровне: в среднем 5-6 кандидатов на место, на некоторых выборах — более 10. При этом заметно обновился состав участников: увеличилась доля кандидатов из социальной сферы (врачи, учителя и т. п.) и немного снизилась доля представителей малого бизнеса — видимо, в ответ на новую повестку (социальная поддержка в условиях санкций). Примерно на 3 % выросло участие членов Партии по сравнению с 2017 годом, что говорит об активации партактива, но все равно более половины претендентов были беспартийными или сторонниками. Безопасность и суверенитет системы предварительного голосования прошли проверку: в условиях СВО резко возросло число кибератак на ресурсы Партии, но все они были успешно отражены, и голосование прошло без технических сбоев. Это добавило доверия к электронному формату.

2022 год стал годом сплочения общества перед лицом внешних вызовов. «Единая Россия» выполняла задачи поддержки армии, помощи беженцам, импортозамещения и др. Проведение предварительного голосования в таких условиях подчеркнуло приверженность Партии к политической стабильности демократических процедур даже во время кризиса. Более того, предварительное голосование стало механизмом выявления народных лидеров нового времени — тех, кто проявил себя в волонтерской работе на Донбассе, в патриотических проектах. Многие из них были включены в списки кандидатов. Таким образом, праймериз-2022 отразили настроения общества — запрос на защитников Родины, на людей дела. Партия обновила фракции в региональных парламентах примерно наполовину, приведя множество новых депутатов. Это обновление прошло под лозунгом преемственности курса, но с лицами, близкими народу. На выходе ЕР уверенно выиграла осенние выборы (получив около 78 % всех разыгрывавшихся мандатов по стране), что подтвердило эффективность процедуры как подготовительного этапа кампаний.

Интеграция новых регионов и дальнейшее развитие

На 2023 год пришелся следующий цикл выборов, включавший в том числе и новые субъекты РФ — Донецкую, Луганскую Народные Республики, Запорожскую и Херсонскую области, впервые участвовавшие в российских выборах. «Единая Россия» распространила на них свою партийную работу, включая процедуру предварительного голосования. В мае 2023 года праймериз прошли во всех регионах, где предстояли выборы осенью, включая новые территории. Формат сохранился прежним (онлайн с элементами офлайна). Благодаря этому жители новых регионов смогли вовлечься в российскую политическую жизнь по стандартам, уже опробованным по всей стране. В целом к 2023 году предварительное голосование проводилось во всех 89 регионах России, став поистине общенациональным явлением.

В новых регионах проведение предварительного голосования было само по себе интересным кейсом — никогда раньше там не практиковалось ничего подобного. Местные жители, многие из которых только получили российское гражданство, с энтузиазмом откликнулись: тысячи людей зарегистрировались и проголосовали, а конкурсы в некоторых округах Донбасса оказались весьма высокими (до 10 претендентов на место в местный парламент). Это показало, что механизм работает даже в специфических условиях. В других регионах отмечались точечные случаи, когда на внутрипартийных выборах сенсационно побеждали новые люди, опережая именитых политиков. Партия неизменно вставала на сторону победителей, подтверждая: кандидаты определяются не за закрытыми дверями, а честной процедурой с участием граждан. Этот принцип стал своего рода кредо «Единой России».

Кампания 2024 года оказалась особенно знаковой благодаря широкому участию в политике ветеранов и участников специальной военной операции. Для участников СВО Партией были созданы специальные условия и преференции, чтобы поддержать их на этапе голосования. Всего в качестве кандидатов зарегистрировались 210 участников спецоперации, из которых по итогам внутрипартийного голосования победили 95 человек — почти каждый второй. Это говорит о целенаправленной поддержке военных кадров и о том, что избиратели готовы доверять им представлять свои интересы. Партия продемонстрировала открытость к притоку новых людей из числа защитников Родины.

Статистика предварительного голосования — 2024 впечатляет. Почти 3 миллиона избирателей приняли участие в электронном голосовании. Это около 10 % электората в регионах, где проходили выборы. Было зарегистрировано свыше 22 тысяч кандидатов — рекордное число за всю историю внутрипартийных выборов. В их числе — представители всех социальных групп, профессий и возрастов. Впервые столь заметную категорию составили добровольцы СВО, медики и волонтеры, помогавшие фронту, — их теперь можно увидеть среди победителей предварительного голосования практически во всех регионах. В среднем по стране на один мандат претендовало около 6 кандидатов. Но в некоторых кампаниях конкуренция была значительно выше — скажем, на выборы в Московскую городскую Думу было почти 10 кандидатов на место. Аналогично высокой плотность была в крупных городах: в Челябинске — 9 человек на место, в Иркутске — 7. Это свидетельствует о возросшей привлекательности процедуры: за право баллотироваться от «Единой России» сейчас соревнуется даже больше людей, чем за победу на собственно выборах от других партий.

Следует отметить, что «Единая Россия» сопровождает свои праймериз не только организационно, но и образовательными инициативами. Традиционным стал проект Высшей партийной школы «ПолитСтарт». Он призван дать базовые управленческие знания и помочь новичкам адаптироваться к публичной политике. Эти меры дополняют механизм предварительного голосования, повышая качество подготовки новых лидеров, которые затем идут в политику через внутрипартийное голосование.

Политическая жизнь России продолжает испытывать влияние внешних факторов, но внутренние политические институты укрепляются. Предварительное голосование «Единой России» превратилось в эффективный механизм вовлечения граждан в политический процесс еще на ранней стадии кампаний. Он обеспечивает Партии обратную связь и обновление кадров, а обществу — более прозрачную партийную работу и конкуренцию идей внутри правящей силы.

В целом к 2025 году предварительное голосование «Единой России» окончательно превратилось в полноценный институт, отражающий актуальную повестку и запросы общества. Партия гибко встроила в процедуру новые реалии: цифровизацию, требования эпидбезопасности, интеграцию новых регионов и социальный лифт для защитников Отечества. Все это говорит о высокой адаптивности и устойчивости механизма.

Партийное руководство подчеркивает преемственность главных принципов. «Предварительное голосование должно пройти честно, открыто и в равной конкурентной борьбе», — заявил Владимир Якушев. Эти слова отражают ключевую задачу — сохранить доверие граждан к процедуре. Якушев также отметил, что праймериз являются уникальным преимуществом «Единой России», обеспечивая прозрачность отбора кандидатов, «чего до сих пор нет ни у одной другой партии». Действительно, оппоненты ЕР не проводят ничего подобного по масштабам. Формат предварительного голосования позволяет привлечь в политику наиболее востребованных кандидатов, подчеркнул секретарь Генсовета Партии, имея в виду прежде всего участников спецоперации и волонтеров, помогающих фронту.

Глядя ретроспективно, можно с уверенностью сказать, что за эти годы предварительное голосование «Единой России» прошло огромный путь развития. Из закрытого внутрипартийного мероприятия для узкого круга оно трансформировалось в механизм, охватывающий миллионы граждан по всей стране. Если в 2007-м результаты процедуры могли игнорироваться, то сегодня победа в предварительном голосовании гарантирует кандидату выдвижение и поддержку Партии. Внутрипартийные выборы стали эффективным социальным лифтом: через них в политику пришло много молодежи, женщин, беспартийных профессионалов, представителей общественных объединений. В последние годы благодаря предварительному голосованию начинают свою гражданскую карьеру ветераны боевых действий, что свидетельствует о живом отклике Партии на запрос общества.

Этот инструмент также сыграл роль своеобразного компенсатора в условиях доминирования одной партии. Поскольку «Единая Россия» стабильно лидирует на основных выборах, предварительное голосование зачастую представляет собой единственную реальную конкуренцию между различными платформами и кандидатами — внутри самой Партии. Фактически предварительное голосование выполняет функцию «праймериз для всех», открывая второй тур выбора — сначала между кандидатами ЕР, а потом уже между партиями. Это повышает легитимность выдвиженцев от партии власти: они прошли через сито народного отбора, получили мандат доверия от сотен тысяч избирателей еще до основной кампании. Нередко борьба в предварительном голосовании бывает более жаркой, чем на самих выборах, что говорит о том, какую значимость приобрела эта процедура.